всеукраинский информационно-аналитический журнал, посвященный вопросам оптимизации логистических процессов
Новости О журнале Подписка Реклама Доска объявлений
Контакты Партнеры
 

 
 
Свежий номер
Архив
Электронная версия

Письмо редактору
Фоторепортажи
Реклама на сайте


Тема для обсуждения

Авторам
Приглашаем к сотрудничеству



10 октября 2019
Оптимальная маршрутизация для доставки стройматериалов
Доставка стройматериалов является, пожалуй, наиболее сложной для маршрутизации, и связанно это прежде всего с тем, что доставляемая продукция имеет различные характеристики по весу и объему.
Подробнее

15 марта 2019
Ирина Новикова – новый Генеральный директор «GEFCO Украина»
Группа GEFCO сообщает о назначении Ирины Новиковой на должность Генерального директора «GEFCO Украина».
Подробнее

13 марта 2019
ZAMMLER GROUP святкує 12-річчя!
Сьогодні виповнюється 12 років українській логістичній компанії ZAMMLER! Компанії, яка першою з вітчизняних логістів почала надавати послуги фулфілмента і першою вийшла на міжнародні ринки!
Подробнее
Номер журнала

Электронная версия
Заказать
№ 2, 2012

Разнонаправленные векторы
развития рынка комплексной логистики

Украинский рынок контрактной логистики во многом отличается от европейского. С одной стороны, объем предоставления логистических услуг у нас составляет, по разным оценкам, лишь 12-20% общей емкости рынка (по сравнению с 60% в ЕС). В частности, более 70% грузоперевозок в нашей стране контролируют и координируют непосредственно владельцы грузов. С другой стороны, если в Западной Европе операционная прибыль 3PL-операторов уже долгое время колеблется на уровне 0,5-5%, то в Украине такой бизнес может зарабатывать и 30%, и 50%. Это свидетельствует о благоприятных для игроков данного сегмента перспективах.
Но чтобы сделать картину более полной, к ней следует добавить неразвитость транспортной и складской инфраструктуры, нестабильность законодательства, отсутствие заинтересованности и поддержки отрасли со стороны государства, ментальные стереотипы большинства руководителей предприятий («Я сам это сделаю лучше!») и, конечно же, общую экономическую ситуацию в стране.

Ребусы в прайсах
Для компаний, которые отдают транспортное обслуживание на аутсорсинг, вопрос выбора наиболее выгодного перевозчика никогда не теряет актуальности. Казалось бы, с его решением не должно возникать проблем - достаточно сравнить цифры в прайсах, чтобы выбрать лучшее предложение. Однако прайс, оказывается, нужно еще правильно «прочитать» - на поверку, они не всегда настолько «прозрачны», как хотелось бы. О том, как «читать между строк», рассказывает  менеджер по развитию бизнеса FIEGE Ukraine LLC Юлия АГЛИЧАНОВА.

Системные свойства и эволюция логистики предприятия
Система - это сущность, которая поддерживает свое существование и способность к функционированию благодаря взаимодействию всех ее частей, рассмотрение логистики как системы также следует начинать с анализа характера взаимосвязей частей и целого. В частности, говоря об оптимизации отдельных функциональных элементов (скажем, складской логистики или управления запасами), важно понимать, что сама по себе она заметного эффекта не даст. Тому есть несколько причин.
Во-первых, поведение системы зависит не столько от характеристик ее составляющих, сколько от того, как они связаны между собой. Именно за счет взаимосвязанного функционирования элементов система обретает дополнительные свойства. К примеру, вполне логично считать главным показателем эффективности работы отдела закупок коэффициент оборачиваемости запасов. Так же, как и мотивировать транспортный отдел на сокращение затрат на перевозки. Но в таком случае закупщики будут стремиться покупать товар (сырье, материалы и т.д.) в небольших количествах, а транспортники - укрупнять партии доставки. Налицо конфликт интересов и, соответственно, борьба между элементами системы. А ее закономерным результатом становятся проблемы с поставками.
Во-вторых, ни одна из частей не обладает свойствами всей системы, т.е. целого. И чем система сложнее, тем более непредсказуемы ее характеристики.

Внутренний аудит
и использование проектного менеджмента в логистике
Всем известно, что аудит - это оценка. Классический финансовый аудит подразумевает оценку финансовых показателей компании на соответствие определенным критериям и требованиям, заложенным в тех или иных нормативных документах. Он осуществляется компетентным независимым лицом и включает сбор и оценку фактов, которые касаются функционирования и положения экономического объекта, а также вынесение заключения о соответствии системы управления финансами предприятия принятым стандартам и правилам.
В логистике, к сожалению, общепризнанных критериев «правильности» и эффективности нет, поэтому оценка работы логистической цепочки проводится, по сути, с точки зрения самого аудитора (сотрудника или организации). Хотя цель логистического аудита чаще всего заключается не в том, чтобы вынести вердикт «хорошо/плохо», а в поиске возможных «узких мест» во всех сегментах логистики (складе, транспорте, управлении информационными потоками и пр.) и разработке предложений по устранению выявленных недостатков.

Как все-таки правильно делать АВСD-анализ
О том, как проводить АВСD-анализ, рассказывается во множестве книг и статей. А сколько копий сломано в обсуждении этой темы на многочисленных форумах! Казалось бы, что здесь можно сказать нового? Однако хотелось бы, начав с простых вещей, остановиться на менее обсуждаемых аспектах этого метода.
АВСD-анализ - это ранжирование выбранных объектов по степени их важности, которая оценивается, исходя из их вклада в общий результат по определенному показателю. Результатом его является разделение объектов на несколько групп таким образом, что самые важные попадают - в группу А, следующие по важности - в группу В, еще менее важные - в группу С. А в группу D объединяются объекты, которые либо представляют наименьшую важность, либо вовсе исключаются из анализа за отсутствием какого-либо вклада в общие результаты.
Причем использование последней группы стало уже настолько распространенным, что привычное для многих название АВС-анализ нельзя считать достаточно корректным. Кроме того, оно порой становится причиной путаницы, поскольку полностью совпадает с распространенной аббревиатурой совсем другого анализа Activity-Based Costing - расчета себестоимости продукции через определение стоимости каждой операции, необходимой для ее получения.
Поэтому, чтобы в дальнейшем не создавать лишний повод для недоразумений, ранжирование каких-либо элементов будем называть АВСD-анализом.

Четыре сезона в дистрибуции
Уровень спроса на большинство товаров группы FMCG зависит от сезонности, и дистрибьюторы с ритейлерами должны учитывать это, рассматривая предложения о включении того или иного бренда в продуктовый портфель. Понимая, какие именно факторы приводят в движение график спроса, можно сглаживать потери в период падения продаж и получать максимальный доход при благоприятной конъюнктуре.
На колебания объемов продаж различных продуктов в течение года влияет множество факторов, помимо собственно температуры воздуха. Наиболее значимыми среди них можно назвать привычки потребления, изменения демографической ситуации и сезонность производства (в частности, сельхозпродукции). И, конечно же, всеми любимые праздники - начиная от Рождества и Нового года, дней любви (14 и 23 февраля и 8 марта) и майских с Пасхой и заканчивая 1 сентября.
Каждый дистрибьютор старается максимально учитывать это влияние при планировании своей де­я­тель­ности. Тем более, временные рамки сезонов/несезонов для разного вида продукции отличаются.

Сила отчаяния,
или Невероятные результаты команды, которой нечего терять

На мой взгляд, книга Э. Голдрата «Цель» до сих пор остается лучшим учебником по теории ограничений. И дело даже не в революционных бизнес-идеях, которые в ней изложены. Вся книга очень светлая и позитивная, она буквально дышит энергией. Она настолько заразительна, что после прочтения сразу хочется вскочить, начать менять традиционные подходы в бизнесе, внедрять новые решения, которые дадут немедленный результат.
Думаю, я такой не один. Многие загорались энтузиазмом, пробовали, бились лбом о стену, набивали шишки и... сдавались. Постепенно приходили к выводу, что книжки книжками, теория теорией, а реальная жизнь - совсем другая. Так было и в моем случае: попробовал, повертел в руках - и отложил до лучших времен как занятную игрушку, с виду красивую, а по сути бесполезную.
Да только «лучшие» времена настали неожиданно быстро. И знаете? - Все вдруг получилось! Книжная теория стала действитель­но­стью. Более того, она позволила превратить убыточную фирму в процветающую. Правда, для этого пришлось оказаться на самом краю пропасти, заглянуть в бездну, точь-в-точь, как Алекс Рого в книге «Цель». Но давайте обо всем по порядку.

Классификации ролей товарных категорий
С укрупнением форматов торговли все большее значение приобретает эффективное управление товарным ассортиментом (УТА), насчитывающим десятки тысяч наименований в рамках одной управляющей компании или цепочке производитель-поставщик. Одним из наиболее важных инструментов успешной ассортиментной политики является процедура задания ролей товарным категориям и отдельным артикулам в рамках концепции категорийного менеджмента.
Автором предложены система классификации ролей, являющаяся готовым алгоритмом управления товарным ассортиментом, а также равновесные характеристики ролей категорий, рассчитанные на основе анализа продаж ряда продуктовых гипермаркетов.

Контроль температурного режима на транспорте:
один для всех или каждый для себя?

Преимущество встреч в формате открытой дискуссии в том, что они позволяют, минуя рекламно-презентационные моменты, увидеть скрытые конфликты и противоречия, движущие развитием ситуации. Так, обсуждение перспектив внедрения единой системы мониторинга температурного режима при перевозках, организованное ассоциацией «Холодная логистика Украины», позволило посмотреть в лицо некоторым стратегическим вызовам, ответить на которые предстоит всей отрасли.
Стратегическая цель, объединяющая участников холодной цепочки поставок, т.е. производителей, перевозчиков и розничных операторов - обеспечить конечного потребителя качественными продуктами и заработать на этом свою заслуженную прибыль. Однако, на уровне реализации этой стратегии интересы задействованных сторон, мягко говоря, расходятся. Точнее, интересы одинаковы - каждый хочет, чтобы температурная цепочка была максимально надежной, но при этом инвестиции в нее не съедали его кусок прибыли. Поэтому для каждого было бы крайне желательно, чтобы бремя организационных хлопот и финансовых вложений взяли на себя партнеры.

Специализированные новинки OMG
Изучая потребности своих настоящих и потенциальных клиентов, компания OMG расширяет и улучшает ассортимент всех видов складской техники. Так, произошли заметные изменения в модельном ряду самоходных электрических тележек.
В частности, уже известная на рынке модель 320 KN ac теперь будет выпускаться и с возможностью боковой выгрузки батареи. Это исполнение вместе с опцией стенда для выгрузки батареи обеспечивает простую и безопасную замену АКБ при различной длительности рабочих смен и тяжелых условиях эксплуатации.

Простые рецепты оптимизации
Идентификация товаров на складе

Так или иначе, определенная система идентификации есть на каждом складе - должен же персонал каким-то образом находить нужные паллеты и ящики, даже если ярлыки производителей на них отсутствуют или плохо читаются! Правда, иногда об этом заботятся лишь сами грузчики - подручными средствами наносят на единицы хранения, которые трудно распознать, понятные только им символы и обозначения. В дальнейшем это, конечно, приводит к путанице и дополнительным потерям времени, особенно, если сотрудники постоянно меняются.
Естественно, такая «система» далеко не лучшим образом сказывается на работе склада, и рано или поздно компания начинает терять заказы из-за задержки и срыва отгрузок.

Бюллетень УЛА
Мария ГРИГОРАК,
президент УЛА, к.э.н.,
зав. кафедрой логистики Национального авиационного университета,
председатель секции «Логистика» научно-методической комиссии по менеджменту и администрированию МОНМС Украины,
руководитель рабочей группы по разработке отраслевых стандартов высшего образования по специальности «Логистика»

Уважаемые дамы и господа!
От имени Украинской логистической ассоциации приветствую вас на страницах журнала «Дистрибуция и логистика»! Имею честь сообщить вам о начале нового этапа в жизни нашей ассоциации. Он связан с проведением в Киеве в мае этого года Генеральной ассамблеи Европейской логистической ассоциации (нашего логистического Евро-2012), а также с изменением стратегического курса развития общественной организации в связи с глобальными вызовами и новыми возможностями развития логистики в нашей стране.

Заказать






Версия для печати  
На первую страницу  
Контактная информация  


 
Логин  
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?
Вы не авторизированы,
пройдите авторизацию
Логистический оператор
Транспортные биржи
Таможенные брокеры